Какой налог платят богатые в России?

В россии появится

Какой налог платят богатые в России?

Алексей Ильин, Наталия Зотова, Сергей Горяшко Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Sergei Karpukhin/TASS

Российский президент Владимир Путин объявил о новой реформе налогообложения. С 1 января 2021 года в России вводится так называемый «налог для богатых»: подоходный налог для людей с доходами более 5 млн рублей в год вырастет с 13 до 15%. Власти планируют отправлять полученные деньги на помощь детям с тяжелыми и редкими заболеваниями. Что думают об этом экономисты и фонды, помогающие таким детям?

Облагаться повышенным налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) будет только та часть дохода, которая превышает 5 млн рублей.

Как отметил Путин, полученные средства — около 60 млрд рублей — будут направлены на лечение детей с тяжелыми редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации.

«То, что граждане с разным уровнем доходов платят налог одинаково, по одной ставке в 13%, на первый взгляд, выглядит даже несправедливым», — сказал президент во время телеобращения во вторник.

О том, что правительство рассматривает вариант увеличения ставки НДФЛ для обеспеченных россиян, на прошлой неделе сообщали источники РБК и Forbes. При этом источник Forbes в Госдуме отмечал, что в качестве порога годового дохода предлагалась цифра в 2-3 млн рублей — в этом случае рост НДФЛ коснулся бы куда более широкой группы людей.

Как повышение налогов скажется на экономике?

Новые правила коснутся лишь около 1% населения страны, говорит директор Финансового центра Сколково-РЭШ Олег Шибанов.

«Надо понимать, что 5 млн — это более 400 тысяч рублей в месяц, и соответственно для них это окажется существенным снижением дохода. Скажем, при зарплате 10 млн [рублей в год] это означает снижение зарплаты на 100 тысяч рублей в год», — отмечает эксперт. Таким образом для тех, кто подпадет под новые налоги, это будут существенные финансовые потери, считает он.

Мнение Шибанова косвенно подтверждают цифры Росстата. По данным на апрель 2019 года, в России зарплату выше 500 тысяч рублей в месяц получает около 0,1% всех работающих россиян. Еще около 0,7% получают зарплату от 250 тысяч рублей в месяц до 500 тысяч. Ведомство не дает разбивку по тому, какая доля населения получает зарплату выше 400 тысяч рублей.

«Средний класс в год зарабатывает меньше двух миллионов, в основном это доходы работников госкорпораций и чиновников высшего класса», — говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Действительно, судя по декларациям, доходы многих чиновников серьезно превышают лимит в 5 млн рублей. Например, сам Владимир Путин явно подпадает под действие новых правил: по итогам 2018 года он заработал более 8,6 млн рублей. Премьер-министр Михаил Мишустин в 2018 году заработал почти 19 млн рублей, что существенно выше порога в 5 млн рублей.

Издание Frank RG, специализирующее на банковской аналитике, при этом сообщило, что повышение налогов может затронуть до 30% офисных сотрудников банков. В основном идет речь о руководящих работниках.

При этом повышение налогов вряд ли затронет тех, кто продал недвижимость и таким образом получил повышенные доходы, уверяет Александр Захаров. «В налоговом кодексе есть специальная норма, которая позволяет исключать продажу недвижимости из налогообложения. В данном случае имеются в виду доходы от предпринимательской деятельности, зарплаты — так называемые обычные доходы», — поясняет он.

По мнению Захарова, бизнес вряд ли будет массово уходить в тень от новых налогов, так как они все равно остаются одними из самых низких в Европе. Новые меры затронут лишь малую часть населения страны и не коснутся среднего класса, уверяет он.

Экономический эффект от новых налоговых правил будет не столь значительным, полагает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. «60 млрд рублей — это не такая уж большая сумма в годовом выражении. Речь [в выступлении Путина] также шла о том, что 100 млн рублей регионам дополнительно дают на дорожное строительство. То есть эффект от повышения подоходного налога будет даже меньше той суммы, которая направляется на дороги», — полагает она.

Поможет ли новый налог детям?

Опрошенные Би-би-си руководители благотворительных организаций, которые помогают детям с орфанными заболеваниями, положительно оценили идею Путина.

Директор фонда «Семьи СМА» Ольга Германенко объясняет, что лекарства от орфанных заболеваний дорогие именно потому, что болезни редкие. Например, людей со спинально-мышечной атрофией (СМА) около 1000 на всю Россию, но каждому из них нужно очень много денег на лечение.

Региональные бюджеты просто не справляются с нагрузкой, говорит Германенко и приводит примеры нужных сумм для пациентов со СМА: «Стоимость лечения на год — 42 миллиона рублей. И на каждый последующий год нужно в два раза меньше, а лечиться нужно на протяжение всей жизни». Проблема действительно упирается в деньги, уверена Германенко.

С ней согласна директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова: «Пока мы имеем ситуацию, что многие дети не получают помощь просто потому, что не хватило денег. Медицина в области орфанных заболеваний критически недофинансирована. Несмотря на ту работу, которую мы ведем в течение многих лет, мы просто не в состоянии покрыть все потребности. Появляются новые препараты, которые стоят огромных денег, и приходится принимать кошмарные решения: кому помочь, а кому нет».

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS

«Наши расходы на детей за год составили порядка 1 миллиарда 700 миллионов рублей. А тут речь идет о 60 миллиардах!» — подсчитывает Шергова.

«Есть очевидный плюс, он заключается в том, что российское общество на сегодняшний день не в состоянии собрать 60 млрд рублей на помощь детям с орфанными заболеваниями», — отмечает председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский.

По его словам, 60 млрд хватит как раз на обеспечение упомянутого количества детей со СМА дорогостоящими препаратами. Он считает решение властей выделить деньги на лечение детей с орфанными заболеваниям победой гражданского общества. «Но орфанных заболеваний зарегистрировано в общей сложности 215, то есть гарантировано, что не все нуждающиеся в помощи ее получат», — сказал Алешковский.

Сергей Амбиндер, исполнительный директор Русфонда, объяснил, что многие состоятельные люди и так годами жертвовали деньги на поддержку больных детей. Он полагает, что поэтому они поддержат эту инициативу.

Впрочем, оговаривается Ольга Германенко, пока они услышали от президента только часть ответа. «Если по-простому, сегодня мы узнали, что нам дадут денег. Но каким образом, какие именно заболевания будут включены, какие пациенты получат помощь и самое главное, когда — мы с нетерпением ждем, когда это станет ясно», — говорит директор фонда «Семьи СМА».

Читайте также  Сколько можно перевозить валюты через границу России?

Одна из проблем — скорость, объясняет она: повышенный налог начнет взиматься только с 2021 года, значит, поступит в казну ближе к 2022-му. «Порядка 100 пациентов со СМА к 2022 году может погибнуть», — говорит Германенко.

Второе, что смутило директора фонда — президент говорил именно о детях. «В России 779 пациентов со СМА — это дети. Еще 210 — взрослые. Что будет с ними? Неужели преодоление 18-летнего рубежа будет значить приговор?» — удивляется Германенко.

Алешковский считает ключевой ошибкой то, что власти помогают только детям или старикам: «Это не системное решение для всех, это хорошо с точки зрения спасения чьих-то жизней. Проблема в том, что мы не боремся за жизнь человека в принципе».

В России перечень редких заболеваний включает больше 250 болезней. Есть две государственные программы, с помощью которых можно получить лечение от редких болезней, но как объясняет Германенко, существуют также порядка 30 заболеваний, которые не попали ни в один из перечней, хотя для них и найдено лечение. Это значит, что помощь государства таким пациентам не гарантирована.

Зачем Путину повышать налоги и отправлять их на помощь детям?

«Само по себе обращение Путина не выглядит странным, логично, что перед референдумом он должен был что-то сказать, подготовить какие-то пряники, — сказала Би-би-си руководитель аналитической фирмы R.Politik Татьяна Становая. — В Кремле явно заранее готовились и применили широкий подход — что можно сделать для широких слоев населения».

По мнению Становой, на Путина, который публично долго отстаивал плоскую шкалу налогов, повлияли обстоятельства — кризис и приближающееся ание по поправкам. Кроме того, и оппозиция, и окружение президента убеждали ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, так как замечали запрос на социальную справедливость, отметила эксперт.

«Путин пошел на уступки. Обстоятельства начинают влиять на его решения. Ему становится сложнее быть принципиальным при большом давлении разных факторов и приходится приспосабливаться», — резюмировала Становая.

«Очевидно, что Путин не верит, что удастся людей мобилизовать на ание, и поэтому он выложил такой обширный пакет помощи и мер», — сказал Би-би-си политолог Глеб Павловский.

По его мнению, обещание повысить налоги и отправить полученные деньги на помощь детям — «конечно, пропагандистская конструкция». «Что мешает оказать такую помощь из средств ФНБ — это же не триллионы?» — задается вопросом он. Павловский считает, что для людей, чьи голоса власть рассчитывает на плебисците, важнее другие меры — та же помощь семьям с детьми.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-53157569

НДФЛ-2021 по новым правилам: налог для богатых 15%

Какой налог платят богатые в России?

Новость о новом порядке расчета НДФЛ озвучил Президент РФ в телеобращении к гражданам России 23 июня 2020 года. Вскоре соответствующие поправки появятся и в Налоговом кодексе. В народе новый порядок окрестили «налогом на богатых». Для чего его ввели, как он будет рассчитываться и затронет ли обычных граждан и ИП, расскажем в нашем материале.

Почему НДФЛ решили повысить

Разговоры о введении прогрессивной ставки НДФЛ ведутся давно. В свете коронавирусных потрясений эти разговоры зазвучали активнее. Параллельно обсуждался вопрос и об отмене НДФЛ для граждан с низким уровнем дохода.

В итоге законодатели не стали кардинально менять систему расчета НДФЛ, а лишь повысили на два процентных пункта действующую ставку налога с существенной оговоркой —облагаться повышенной ставкой будут не все получаемые гражданами доходы, а только превышающие законодательно установленный лимит.

Гадать о том, почему был выбран именно такой вариант корректировки ставки НДФЛ, мы не будем. Остановимся на том, что по прогнозам государства эта мера позволит бюджету получать ежегодную прибавку 60 млрд руб. Направлены эти деньги будут на конкретные цели ? лечение детей с редкими тяжелыми заболеваниями, закупку дорогостоящих лекарств, средств реабилитации, а также проведение высокотехнологичных операций.

Что меняется в расчете НДФЛ

С 2001 года по сегодняшний день мы применяли в расчетах НДФЛ 13% ? по этой фиксированной ставке в настоящее время ведутся расчеты налогов с доходов большинства граждан нашей страны. С 2021 года эта система видоизменится и будет выглядеть так:

Кого затронет новый порядок расчета НДФЛ

Путем нехитрых вычислений с учетом базовых знаний гл. 23 НК РФ можно сделать такие выводы ? уплата НДФЛ по повышенной ставке затронет тех налогоплательщиков, чей заработок в среднем ежемесячно в течение года составляет более 416 667 руб. (5 000 000 руб./12 мес.).

Граждан с такими доходами по предварительным оценкам экспертов менее 1%. Проживают они в основном в столичных агломерациях (Москве, Санкт-Петербурге, Казани), а также в нефтяных регионах (ЯНАО, ХМАО).

Попадут ли ИП под налог на богатых

Президент ничего сказал по поводу применения ставки НДФЛ 15% в отношении доходов индивидуальных предпринимателей.

Скорее всего, новый порядок расчета НДФЛ затронет ИП на ОСНО, которые по действующим правилам уплачивают с полученных доходов НДФЛ 13%. Зарабатывающим более 5 млн руб. в год предпринимателям с такой системой налогообложения придется отдавать в казну НДФЛ в повышенном размере.

В целях экономии такие бизнесмены могут принять решение о смене традиционной системы налогообложения на один из спецрежимов (УСН или ПСН).

Какие доходы будут облагаться НДФЛ по ставке 15 процентов

Пока не появился закон с изменениями в НК РФ, преждевременно говорить о том, какой перечень доходов попадет под новую налоговую шкалу. Напомним, что в настоящее время действуют следующие ставки НДФЛ в зависимости от вида получаемого дохода:

Вид дохода Ставка НДФЛ Нормативная ссылка
Заработная плата и другие доходы резидентов, кроме облагаемых по ставке 35% 13% п. 1 ст. 224, п. 2 ст. 214 НК РФ
Заработная плата нерезидентов-ииностранцев с патентом, граждан ЕАЭС, высококвалифицированных специалистов, беженцев и получивших в РФ временное убежище 13% п. 3 ст. 224 НК РФ письма Минфина от 27.02.2019 № 03-04-06/12764, от 24.01.2018 № 03-04-05/3543
Дивиденды нерезидентов 15% п. 3 ст. 224 НК РФ
Другие доходы нерезидентов 30% п. 3 ст. 224 НК РФ
Выигрыши, призы и материальная выгода резидентов 35% п. 2 ст. 224 НК РФ

В таблице указаны только основные ставки НДФЛ. Кроме них действуют и другие. К примеру, по ставке 9% облагаются доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием (п. 5 ст. 224 НК РФ).

Пока неясно, будет ли применяться повышенная ставка НДФЛ 15% в отношении доходов, полученных гражданами от реализации дорогостоящего имущества. Сейчас такие доходы облагаются по ставке 13%, если срок владения им менее законодательно установленного предела (п. 17.1 ст. 217, п. 2 ст. 217.1, подп. 2 п. 1 ст. 228, п. 1 и п. 4 ст. 229 НК РФ). И как при этом будут применяться вычеты. По действующим правилам они уменьшают только тот доход, который облагается НДФЛ 13%. Дождемся официальных разъяснений по этому вопросу.

Пока новый порядок не прописали в НК РФ, мы можем только предположить, как будет исчисляться налог на богатых с 2021 года.

Приведем пример расчета НДФЛ по новым правилам исходя из того, что по ставке 15% будут облагаться только те доходы, которые в 2020 году облагаются по ставке 13% (зарплата большинства граждан-резидентов, доходы резидентов по договорам подряда и т. д.).

Заработная плата руководителя одного из подразделений нефтегазовой компании составляет ежемесячно 337 000 руб. В июне ему выплачена премия по итогам работы за предыдущий год в размере 2 000 000 руб. Условимся, что права на вычеты по НДФЛ у этого лица нет.

Распределение полученных доходов смотрите в таблице. Для наглядности расчет НДФЛ представлен по прежним и новым правилам:

После введения новых правил расчета НДФЛ налогоплательщик из рассмотренного примера заплатит в бюджет налог на доходы в большем размере. Разница составит 20 880 руб. (806 600 ? 785 720).

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/501306/

Делай деньги: как российской экономике поможет налог на богатых

Какой налог платят богатые в России?

Президент Владимир Путин предложил повысить подоходный налог с 13% до 15% для лиц, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год. Данная мера может быть введена уже в следующем году. По его словам, это даст бюджету около 60 млрд рублей, которые можно будет направить на лечение детей с редкими заболеваниями и закупку дорогих лекарств и техники.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения правительство обсуждает последние десять лет. Но до сих пор власти не решались на этот шаг. Сподвигнуть их на это могли образовавшиеся дыры в бюджете из-за коронавируса. Как подсчитали специалисты аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в первый месяц карантина официальные зарплаты россиян рухнули в среднем на 23%. В большинстве регионов в апреле действовали ограничения на работу предприятий.

Читайте также  Когда отменят материнский капитал в России?

Наиболее пострадала Удмуртия, где средние «белые» зарплаты сократились на 35,1%. За ней следуют Владимирская область (минус 34%) и Пермский край (минус 33,4%). Это означает, что сборы подоходного налога (НДФЛ) также резко сократились. Именно это, как полагают эксперты, заставило правительство вновь поднять вопрос о налоге «для богатых».

Бедные за, богатые против

В России довольно низкий подоходный налог по сравнению с другими странами, напоминает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. Тогда как доходы наиболее богатых россиян увеличивались быстрее, чем в среднем по миру.

«В Германии налог доходит до 45%, в США – до 39%, в Финляндии – до 32%, в Китае – до 45%, в Австралии – до 44%, – перечисляет эксперт. – При этом во всех этих государствах отсутствуют подоходные налоги для малоимущих, поскольку есть четкое понимание, что больших доходов в бюджет с этой группы граждан не получить. Поэтому сама по себе инициатива о принятии некоего подобия прогрессивной шкалы налогообложения определенно будет поддерживаться большинством населения России. Стоит напомнить, что доходы и состояние 1% наиболее богатого населения страны за 30 лет выросли на 27000% при среднемировом значении 600–700%».

Какие потери понесет экономика России в условиях пандемии

Проблема, по его мнению, состоит в том, чтобы определить, с каких граждан следует брать больше. «Не секрет, что доходы в разных городах и регионах сильно разнятся, и гражданин, зарабатывающий в Иваново 50 тысяч рублей, может считаться относительно зажиточным, при этом средняя зарплата в Москве в два раза больше», – объясняет Кричевский.

Обсуждаемый ранее в СМИ порог в 2–3 млн рублей для Москвы или Сахалина не самый большой, поэтому для каждого региона его следовало бы рассчитать отдельно. «Как пример можно взять США – там подоходный налог может сильно отличаться в зависимости от штата, – говорит эксперт.

– К примеру, во Флориде и Техасе он значительно ниже, чем в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке».

По его словам, в 2015 году увеличение НДФЛ на 2% уже обсуждалось, и тогда прогнозы давали дополнительные 0,6 трлн рублей в бюджет. При пороге в 2–3 млн рублей в год доход мог быть равен 200–300 млрд рублей. Предлагаемый президентом порог в 5 млн рублей сократит эту сумму. « помеха введению прогрессивной шкалы – нежелание наиболее состоятельных граждан государства платить больше, чем раньше, – считает Кричевский. – А они имеют определенное влияние на политическую жизнь страны, поэтому для них разворот налоговой системы будет очередным сигналом к возможной национализации ресурсных компаний».

Нет среднего класса

Если брать во внимание только «белые» доходы россиян, то в России около 300–400 тысяч граждан имеют заработную плату выше 170 тысяч рублей, а это менее 0,3% от населения страны, подсчитал ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Но если даже добавить тех, кто получает такую же зарплату, но «серую», процент серьезно не увеличится. Это наглядно демонстрирует состояние так называемого среднего класса в России.

Почему налог на самозанятых может коснуться половины россиян

«В США существует три вида среднего класса: высший, средний и низший, – рассказывает эксперт. – Доходы у средней прослойки среднего класса Штатов находятся в диапазоне от $40 до $80 тысяч в год минус налоги, которые могут достигать 60% от дохода.

То есть это граждане США, чьи доходы сравнимы с доходами, которые получают «состоятельные» граждане России. В США средняя прослойка среднего класса составляет порядка 30% от всех граждан страны. Однако справедливости ради стоит отметить, что со временем доля таких людей в США снижается.

Посмотрев на цифры, можно сделать вывод, что в России фактически нет такого же среднего класса, как на Западе».

Инициативы по повышению сборов с этих граждан, будь то НДФЛ или налог на депозиты свыше 1 млн рублей, оказывают на них большое давление, тем самым уничтожая их даже как микроскопический средний класс, считает эксперт.

Неподходящее время

Подобные инициативы сейчас несвоевременны и неуместны, согласен с Капустянским шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. Как и практически любые планы по дополнительному обложению налогами что бизнеса, что граждан. «В конце концов, если вести речь о людях с высокими доходами, то в их число можно включить многих, кто вкладывает в том числе и собственные накопления в создание новых предприятий, стартапов, кто соинвестирует в различные проекты», – отмечает он.

Для социальной справедливости это самое неподходящее время. Так как многие предприятия после вынужденного закрытия на карантин и без того на ладан дышат. «Получается, что в итоге именно на деньги «богатых» могли бы поддерживаться, а то и создаваться рабочие места для «бедных» или среднеобеспеченных», – объясняет Пушкарев.

Кроме того, с точки зрения администрирования, это повлечет за собой дополнительные затраты. Не избежать и ухода определенной доли «слишком высоких» зарплат менеджеров или специалистов в «серую» зону. Да и много собрать средств таким путем не получится. «Существенный доход казны возможен, лишь если увеличить ставку налога в 1,5–2 раза, – но тогда схемы увода доходов приобретут по-настоящему массовый характер, деньги начнут уходить в том числе и в офшоры, и в зарубежную недвижимость, что вряд ли является целью инициаторов обсуждаемой идеи», – отмечает эксперт.

Вместо увеличения налога «для богатых» стоит подумать об уменьшении налога «для бедных», если и правда нужна социальная справедливость. «Экономическая отдача от таких мер была бы выше, чем сегодняшний продолжающийся сбор этих денег наверх в «кубышку», потому что деньги заработали тогда бы напрямую через экономические механизмы, – говорит Пушкарев. – Бич экономики – пониженный спрос, а понижен он из-за нехватки денег у людей. В результате страдает, не развивается экономика, и государство недополучает тех же доходов: круг замкнулся».

Читать полностью (время чтения 4 минуты )

Источник: https://profile.ru/economy/delaj-dengi-kak-rossijskoj-ekonomike-pomozhet-nalog-na-bogatyx-347763/

«Налог на богатых»: зажиточных россиян заставят платить больше

Какой налог платят богатые в России?

О повышении ставок налогообложения в России для самых обеспеченных граждан говорили уже давно и даже пытались практиковать. Сегодня эту модель пытаются продвинуть в Госдуме снова: в парламент внесли проект закона, которым предлагается ввести прогрессивную шкалу подоходного налога.

Составители документа предлагают модель, при которой самые бедные будут платить минимальную ставку – 5%, в то время как для граждан, чей доход превышает 10 млн рублей ежегодно, размер НДФЛ составит 25%.

Чиновники из кабмина уже выразили свое отрицательное мнение по этому поводу, сказав про отсутствие планов повышать подоходный налог для богатых.

Правда, несмотря на негативную оценку, дискуссию по этому вопросу обещают продолжить. Тем более что задолженность регионов перед федеральным центром остается огромной, а бюджет продолжает оставаться дефицитным. Дело в том, что подоходный налог – ключевой наполнитель местных бюджетов, на который приходится не менее трети от общего числа финансовых поступлений. Повышение ставок налога для зажиточных россиян способно повысить платежеспособность субъектов федераций, считают авторы. Карьерист.ру разбирался, так ли это, и получится ли реализовать данную идею на практике.

Читайте также  Кто платит пенсию военным пенсионерам в России?

Прибавка в бюджет

Документ, которым предлагается вернуться к прогрессивной шкале налогообложения, был внесен в Госдуму в конце июня – авторами записаны группа депутатов, во главе с вице-спикером от КПРФ Иваном Мельниковым. Предлагаемая прогрессивная ставка – это налог, который будет расти по мере роста доходов налогоплательщика. Депутаты предлагают поделить население на 4 группы, в зависимости от платежеспособности. Самые бедные – те, чей доход менее 100 тыс.

рублей в год, будут платить не более 5% от получаемых денег. Россияне со средним заработком, в пределах 100 тыс.-3 млн рублей, смогут платить фиксированную ставку в 5 тыс. рублей, + 13% от дохода, который превышает 100 тыс. Те, кто получают высокие доходы – от 3 до 10 млн рублей, обязаны будут платить еще больше: 382 тыс. рублей + 18% от суммы, превышающей нижний предел.

Самым богатым придется и вообщераскошелится: при доходе выше 10 млн рублей сумма налога составит почти 1,65 млн рублей + 25% от дохода, который выше 10 млн.

Как пояснили авторы документа, именно такой подход позволит обеспечить справедливое распределение уровня налоговой ответственности между гражданами с разным уровнем дохода. Они отмечают, что предложенная модель прогрессивного налогообложения вне сомнений повысит объем бюджетных поступлений уже к следующему году. При этом повышение финансовых поступлений однозначно будет способствовать улучшению как экономической, так и социальной политики регионов, что особенно важно в условиях кризиса, когда доходы бедной части населения продолжают падать.

Интересно, что по данным составителей документа, которые ссылаются на официальную информацию налоговиков, откровенных богачей в России не так и много. Так, тех, кто входят в первую группу налогоплательщиков, имеющих низкий (до 100 тыс.) доход, всего около 9 млн человек. Больше всего налогоплательщиков входит в группу лиц со средним заработком – таковых около 58 млн человек. Численность россиян, которые задекларировали высокие доходы составляет всего 450 тыс. человек, свыше 10 млн рублей смогли заработать всего 35 тыс. человек, а сверхдоходы, исчисляемые миллиардами рублей, задекларировали лишь 420 человек.

И если верить инициаторам рассмотрения законопроекта, у богачей гораздо больше возможностей «кормить» Россию, чем у всех остальных. Так, сокращение налога для бедняков приведет к потере 71 млрд рублей, которые компенсируются повышение собираемости с высоких доходов на 78 млрд. Для среднестатистических граждан практически ничего не поменяется, а вот зажиточным россиянам придется серьезно потратиться – поступления от них должны будут вырасти на 1,25 трлн рублей, притом что сегодня совокупно собирается лишь немногим более 3 трлн рублей.

Чиновники против

Несмотря на очевидную выгоду для бюджета и страны в целом, ожидать реализации идеи прогрессивного налогообложения на практике ожидать не приходится. В кабмине уже выразили свое негативное отношение к документу, раскритиковав прогрессивную модель. Это, в частности, делал и глава Минфина Антон Силуанов, по мнению которого такая формула уже показала свою неэффективность. В интервью «Газете.

ru» он напомнил, что такая модель существовала на протяжении 9 лет, до 2001 года, и тогда бюджеты не смогли получить необходимого финансирования. С переходом на общую ставку бюджетные доходы, наоборот, стабильно росли и обеспечивали стабильное финансирование на протяжении последних 16 лет.

Но несмотря на сопротивление со стороны некоторых высоких чиновников, дискуссия по этому вопросу все же имеет место быть.

Об этом свидетельствует хотя бы то, что в конце прошлого года данный вопрос уже поднимался социальным блоком. Например, та же Ольга Голодец неоднократно заявляла, что одним из шагов по борьбе с бедностью должно стать введение прогрессивного НДФЛ и освобождение от него самых бедных.

Тогда уже обсуждалась модель, похожая на сегодняшнее предложение от КПРФ – ее предлагалось реализовать в контексте внедряемой пенсионной реформы, в частности, системы ИПК. Так, предлагалось понизить до 10% ставку подоходного налога для тех, кто будет самостоятельно откладывать на пенсию не менее 6% зарплаты. Тем, кто не хочет нести такую ношу, налог предлагалось, наоборот, поднять до 15%.

Однако поддержки такие предложения, очевидно, не нашли – итоговый вариант реформы таких изменений не содержит и близко.

Но в той или иной форме ожидать продолжения обсуждения прогрессивной шкалы все же стоит. Хотя бы потому, что дефицит бюджета мы будем наблюдать еще как минимум 2 года, а задолженность субъектов федерации перед центром уже давно перевалила за 2 трлн рублей.

При этом подоходный налог, как известно, совокупно приносит как минимум 30% от всех региональных доходов, и повышение этих поступлений еще на треть принесло бы огромную пользу. Тем более в контексте предстоящей президентской предвыборной кампании – 5 лет назад это были «майские указы», ноша которых легла как раз на бюджеты регионов.

Что будет в этот раз, как и будет ли вообще, пока не известно, но отметать возможность разработки новых стратегий развития для регионов все же не стоит.

«Тень» для богатых

Опасения чиновников, несмотря на очевидные сомнения в их искренней заботе о поступлениях для бюджета, все же стоит. Как минимум потому, что всем понятно – никому не понравится платить больше, а тем более «влиятельным» и «успешным», которые могут зарабатывать десятки миллионов или даже миллиарды. В контексте этого, впоследствии введения прогрессивного подоходного налога, стоит ожидать ухода значительной части богатых людей в «тень».

Им куда проще будет скрыть свои доходы, как это происходило в 90-х, чем отдавать четверть своего дохода «на общественные нужды». Бюджет, безусловно, заинтересован в дополнительных поступлениях, но риски перехода части экономики в теневой сектор очевидны. Все это требует крайне аккуратного подхода, поскольку законодатели едва ли смогут предложить богачам какую-либо мотивацию, дабы они добровольно согласились платить больше.

Единственный вариант – государственное принуждение при помощи правоохранительных и фискальных органов. Но мы ведь знаем, кто и как может влиять на государственный аппарат в современных условиях…

Прогрессивное налогообложение, безусловно, мировой тренд. Такая модель взимания налогов практикуется во многих странах, начиная с Прибалтики и Чехии, и заканчивая США, Великобританией и Германией.

Но в контексте «теневых» рисков, очевидно, нельзя переусердствовать с налоговыми ставками – возможно, достаточно было бы даже 18-20% НДФЛ при одновременном усилении административного давления и повышении ответственности за уклонение от уплаты налогов и сокрытие доходов.

Бюджету как никогда нужны поступления, поэтому вопрос повышения налогов для богатых вполне можно ставить на повестку дня – у бедных отбирать уже попросту нечего. Тем более принятие такого решения будет выгодно для нынешней власти и в политическом смысле – предстоящие президентские выборы требуют решительности, которую электорат оценит больше всего.

Необходимость в дополнительных доходах невозможно компенсировать сырьевыми поступлениями: нефть хоть и немного выросла в цене, но этого недостаточно для экономического роста, которого сегодня требует Российское государство.

Повысить социальную ответственность богачей – вполне адекватная мера для страны, находящейся в стагнации и длительном кризисе. Другой вопрос, что львиная доля тех, чьи расходы на уплату НДФЛ вырастут, как раз и входит в государственный аппарат, принимая стратегические для страны решения.

На их месте глупо принимать решения, которые обяжут их же самих платить больше. Так что парламентариям придется придумывать что-то еще.

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/nalog-na-bogatyx-zazhitochnyx-rossiyan-zastavyat-platit-bolshe.html